Привязанность между родителями и детьми является одним из ключевых аспектов воспитания, без нее невозможно достигнуть доверительных отношений, передавать знания и навыки. Привязанность к родителю — это эмоционально окрашенная связь с конкретным человеком, которая возникает в самом раннем возрасте. Хотя она не имеет физиологической основы, в дальнейшем оказывает огромное влияние на всю жизнь. В результате привязанности ребенок получает чувство уверенности, защищенности, безопасности. Именно эти эмоции помогают ему выстраивать отношения с окружающими.
- Формирование привязанности между родителями и ребёнком
- Как теория привязанности помогает родителям в воспитании детей
- Этапы формирования привязанности, особенности
- Уровни привязанности в зависимости от возраста
- Первый уровень — от 0 до 6 месяцев
- Второй — от 6 месяцев до 3 лет
- Третий — от 3 до 6 лет
- Четвертый — от 6 до 12 лет
- Обзор типов нарушенной привязанности и их последствия
- Когда эмоциональный контакт с малышом не устанавливается
- К чему может привести нездоровый тип привязанности
Формирование привязанности между родителями и ребёнком
Каким образом формируется привязанность между ребенком и его родителями? Эта связь возникает с самого рождения и может оказывать влияние на жизнь человека в будущем.
Одна из главных составляющих — это эмоциональная связь. Родители, которые показывают свою любовь и заботу, создают безопасную комфортную среду для своих детей. Это укрепляет доверие, уверенность ребенка в том, что его родители всегда будут рядом и поддержат его в любой ситуации.
Чтобы эмоциональная привязанность была крепкой, важно уделять достаточно времени своим детям. Общение, совместные игры, чтение книг — все это способствует развитию позитивной атмосферы в семье.
На первом этапе процесса формирования привязанности ответственность лежит на родителях. Именно они должны понимать, что ребенок не может быть достаточно самостоятельным для того, чтобы обходиться без них.
Привязанности могут устанавливаться естественным путем, но могут быть также сформированы взрослыми искусственно. При этом, если пустить все на самотек, можно столкнуться с такой проблемой, как нарушение привязанности у детей, что определенно не способствует нормальным отношениям, снижает уровень доверия между подростком и взрослыми.
Как теория привязанности помогает родителям в воспитании детей
Теория привязанности помогает родителям понять, как развивается связь между ними и ребенком, а также что необходимо сделать для ее укрепления.
Важно понимать, что этот процесс не происходит моментально, а требует времени и терпения.
С точки зрения психологии, привязанность — это взаимодействие детей с матерью или отцом, которое возникает на основе эмоционального отклика, характеризуется устойчивостью и интенсивностью. Эмоциональный отклик — это реакция ребенка на действия людей, которые его любят.
Когда мама или папа берут на руки ребенка, у него повышается уровень гормона окситоцина, помогающего справиться с любыми проблемами, в том числе с такими, как прорезывание зубов, насморк, кашель, температура, боль в животе.
А еще окситоцин развивает социальные навыки. Так что на руках у мамы можно спокойно спать, есть, играть, и при этом не испытывать дискомфорта.
Этапы формирования привязанности, особенности
Существует ли связь между формированием привязанности и развитием личности ребёнка? Есть ли в этих процессах взаимосвязь? Выявление привязанности является основным методом определения качества родительской заботы и влияния на формирование личности ребенка.
Виды привязанности в психологии у детей могут быть различными, они характеризуются особенностями взаимоотношений.
Основная методика определения типа привязанности — использование инструментов, которые характеризуют взаимодействие между матерью и ребенком.
Сирота или ребенок, который вынужден жить отдельно от родителей, может столкнуться с нарушениями в формировании эмоциональных связей.
Для таких детей особенно важно создать условия для установления здоровых отношений с окружающими.
Уровни привязанности в зависимости от возраста
Существует множество факторов, которые влияют на уровень эмоциональной связи. Один из них — возраст ребенка. Исходя из этого, можно выделить несколько уровней привязанности.
Первый уровень — от 0 до 6 месяцев
В этом возрасте ребенок еще не может говорить и экспрессивно выражать свои эмоции. Однако, именно в этот период выполняется важная задача — формируется привязанность, которая будет сопровождать его на протяжении всей жизни.
Чтобы наладить связь с малышом, очень важно давать ему ощущение защищенности и гармонии. Необходимо быть рядом, когда он плачет, гладить его, крепко держать на руках, произносить успокаивающие слова.
Второй — от 6 месяцев до 3 лет
Малыш начинает понимать окружающий мир, выражать свои эмоции. В это время важно создавать атмосферу доверия и уважения.
Необходимо давать возможность самостоятельно исследовать мир вокруг себя, при этом поддерживая его и охватывая заботой. Каждое его высказывание должно быть воспринято серьезно, с уважением.
Третий — от 3 до 6 лет
Ребенок уже начал посещать детский сад или школу, появились новые взаимоотношения. В этом возрасте он нуждается в поддержке и внимании, но постепенно он должен научиться самостоятельно решать проблемы.
Очень важно не ругать, не критиковать детей за ошибки, а наоборот, поддерживать их, помогая решить возникшие трудности.
Четвертый — от 6 до 12 лет
В этом достаточно взрослом возрасте одной из важных задач становится установление порядка и правил. Важно научить подрастающее поколение понимать, что каждый человек несет ответственность за свои поступки.
Также очень важно выслушивать мнение, уважать точку зрения, доверять. При прочих равных условиях, мама и папа должны исходить из предположения, что именно их отпрыск говорит правду. В противном случае подросток перестанет доверять родителям, начнет замыкаться, перестанет советоваться в трудной ситуации.
Сенситивный период формирования привязанности наступает в течение первых лет жизни и может иметь серьезный эффект в будущем.
Обзор типов нарушенной привязанности и их последствия
Характеристика типа привязанности может служить основой для определения потребности ребенка в дополнительной поддержке.
Существует несколько типов нарушенной привязанности, признаки которых могут проявляться в поведении ребенка.
Наиболее распространенными являются следующие:
- Ребенок не чувствует себя защищенным. Он постоянно находится в состоянии тревоги, ему кажется, что от него всегда что-то скрывают.
- Ребенок чувствует себя отвергнутым, покинутым. Он не может испытывать к взрослым глубокого доверия.
- Ребенок испытывает чувство вины, которое не связано с его реальной виной в том или ином проступке.
Признаки нарушения привязанности в поведении ребенка являются очень важными для родителей и педагогов. Их выявление позволяет рано обнаруживать проблемы, вовремя принимать меры.
Причины потери эмоциональной связи могут быть связаны как с внешними факторами, так и с внутренними личностными особенностями.
Ребенок не проявляет интереса к взаимодействию с другими людьми. Он замкнут, мало говорит, редко улыбается. Может быть, у него есть трудности в отношениях со сверстниками. Но это не значит, что он не способен к общению. Просто нужно разобраться в причинах проблемы, помочь ее решить.
Когда эмоциональный контакт с малышом не устанавливается
Эмоциональный контакт с родителями способствует развитию личности, формированию уверенности в себе. Однако, иногда привязанность не устанавливается сразу же, что может быть вызвано различными причинами и требует дополнительных усилий со стороны родителей.
Первый шаг к формированию привязанности — это знакомство. Уже на этапе беременности родители могут общаться с малышом. После рождения важно присутствие родителей для младенца, их реакция на его сигналы.
Не стоит стесняться проявлять эмоции, говорить с ним на протяжении всего дня, уделять внимание малейшим потребностям.
Если эмоциональный контакт с малышом не устанавливается, стоит обратиться к профессионалам. Это может быть вызвано различными факторами, каждый случай необходимо рассматривать индивидуально, чтобы определить причину и принять меры.
К чему может привести нездоровый тип привязанности
Неправильно выстроив процесс воспитания, многие родители допускают ошибки:
- Отсутствие интереса к жизни и успехам ребенка приводит к отдалению, отчуждению, отсутствию связи эмоционального характера.
- Жесткий тип воспитания, основанный на наказаниях, также не способствует формированию положительной эмоциональной связи.
- Гиперопека, напротив, мешает формированию полноценной личности.
Нездоровый тип привязанности оказывает влияние на формирование личности ребенка и может иметь серьезные последствия как для подрастающего поколения, так и для будущих отношений. Дети, выросшие в такой атмосфере, могут стать слишком зависимыми от родителей, чувствовать беспомощность, страхи, тревоги на пустом месте.
Нездоровые отношения могут привести к развитию психологических проблем, таких как депрессия, тревожность, нервозность. Это, в свою очередь, со временем может привести к развитию неприязни и даже ненависти между родителями и ребенком. Нарушения также проявляются в реактивном расстройстве привязанности детского возраста, что в свою очередь может привести к серьезным последствиям в будущем.
Очень важно, чтобы родители не только любили своих детей, но и умели отпускать их на свободу. Нормальная привязанность должна развиваться открыто, естественно, без давления и контроля.
Только так дети смогут вырасти взрослыми, уверенными, самостоятельными людьми, способными создавать здоровые отношения в будущем.
Сформировать привязанность между родителями и ребенком — это долгий и иногда непростой процесс, но это одна из важнейших составляющих развития личности. Этот этап требует усилий, внимательности, любви. Но результат стоит того — доверительные и теплые отношения между родителями и детьми, которые будут сопровождать их всю жизнь.
Подписывайся на мой телеграмм канал «Территория доверия». Канал для родителей.