Родители и дети — психология взаимоотношений

Отношения родителей и детей — этот тот параметр, который сильнейшим образом определяет будущее ребёнка. Если родитель не может адекватно и правильно выстроить отношения — это может привести либо к сегрегации, либо к атомизации, что в равной степени не хорошо. Также, неправильные взаимоотношения детей и родителей могут просто привести к психологическим проблемам с обеих сторон.

Отношения между родителями и детьми — какие бывают

Семейные отношения сложно как-то классифицировать, так как есть большая разница между подходами, культурой и методами воспитания. Но точно можно сказать, что отношения родителей и детей — это целый комплекс, который состоит из следующих типов:

  • Социально-биологические. Самое первое, чем родитель должен обеспечить ребёнка — это базовые биологические потребности: питание, гигиена, сон и отдых.
  • Правовые. Человек существо социальное и живёт в правовом мире, поэтому до момента взросления всю ответственность за малышей родитель берёт на себя. При этом важно объяснять чаду, что такое ответственность и право, что они медленно будут переходить к нему. Нельзя допускать «пропасти» между детством (ни за что не отвечает) и совершеннолетием (когда родителей самоустраняются).
  • Хозяйственно-экономические. Человек любого возраста — это часть общества, как глобального, так и малого (семья). Поэтому важно приучить его к пониманию стоимости денег и труда. Родитель должен научить тратить и зарабатывать средства, не забывая и о прививании навыков заботы о других.
  • Нравственные. Само воспитание детей, куда входит гуманизм, альтруизм и желание учиться и обрабатывать информацию.
  • Педагогические. Каждый свой шаг родитель должен в какой-то мере озвучивать и обучать своего ребёнка азам педагогике, чтобы по такой же манере он смог обучать своих детей.
  • Психологические. Не менее важные отношения, так как между родителем и ребёнком (и не только) должны быть хорошие отношения без причинения эмоционального и психологического вреда с обоих сторон.
Отношения в семье могут быть разными

Важность взаимоотношений в семье, какими должны быть правильные

Если говорить о более широкой классификации, то взаимоотношения в семье с ребенком делятся на:

  • Нормальные. Здесь всё просто. При таком раскладе ребёнок — это полноценная часть общества, который полностью готов к миру и принимает его таким, какой он есть. Проявляются личные качества и индивидуальность.
  • Патологические. Сюда можно отнести случаи, когда дети не могут ассоциировать себя вне родительского дома и свою жизнь иным образом (сегрегация). Или вариант, когда с детства малыш не признаёт родителя, не общается с ним и не считает частью своей жизни — атомизация.

Но из-за чего возникают те или иные формы взаимоотношений? Какие конкретно отношения считаются правильными? Далее подробно об этом.

Стоит начать с того, что семья — это не просто место рождения. Не стоит зацикливаться на биологии и стараться оправдывать все действия ей.

Семья — это не просто отец, мать и ребёнок. Это всё окружение (большое или маленькое), целью которого является взаимная помощь и поэтому важно формировать такой «стандарт» семьи.

Строятся такие отношения в первую очередь на доверии, причём взаимном. Например, многие родители допускают серьёзную ошибку в воспитании, оценивая слова детей в первую очередь, как ложь, когда они должны доказать свою невинность. Но ведь дети не требуют доказать родителя, что сегодня они будут ужинать, поэтому нужно проявлять взаимное уважение.

Важно доверие между взрослым и ребенком

Пройди 5-недельный марафон для мам детей и подростков «ТЕРРИТОРИЯ ДОВЕРИЯ» от Екатерины Карпенко

В случае доверия нельзя бросаться в крайности. Полный контроль может либо сломать человека, либо отстранить его. Но не стоит позволять детям всё.

Взрослый имеет больше опыта, поэтому вправе создавать разумные запреты, но он должен выдвигать альтернативы и объяснять введенные ограничения.

Также, важно грамотно оценивать эмоциональное поведение ребёнка. Если он сделал что-то хорошо — похвалить, если что-то плохо — похвалить за старанье и указать на ошибки.

Здесь и скрываются самые частые ошибки. Молодые люди, которых постоянно хвалят, их же родители огораживают от реального мира, не давая понять его реальную сложность и цену успеха. Во втором случае, наоборот, родитель отстраняет ребёнка от себя, так как последний ищет поддержку и при долгом «угнетении» просто начинает ненавидеть всё вокруг.

Как раз после угнетения нужно выделить и адекватность требований и сочувствия. Нужно приучать к труду и стоимости денег. Это правильно, но нагружать его лишней работой (а сюда относятся и домашние дела, и бесчисленное количество кружков) нельзя.

Детская психика только формируется и ей хватает школьных проблем, поэтому отношение семьи к трудностям ребенка не должны быть пренебрежительные. Необходимо спрашивать у детей «тяжело ли им?» и «ты справишься?».

Гиперопека редко дает положительный результат

Влияние детско-родительских отношений на становление личности

Родители — это те взрослые люди (а раз взрослые, значит опытные), которых дети видят большую часть своей жизни, поэтому этап формирования отношений родители-ребёнок сказывается напрямую на всех остальных отношениях.

Если родители контролируют — ребёнок будет контролировать всех вокруг или постоянно искать кого-то «сильнее» себя.

Если на малыша постоянно оказывали давление, пренебрегали его эмоциями и требованиями — то велик шанс вырастить жестокого человека, который сам не будет понимать, почему он такой.

Любое действие родителя обязательно отражается на детях либо прямо, либо косвенно.

Влияние отношений родителей и детей на учебную деятельность

Взаимодействие с детьми также отражается и на учёбе. Во-первых, все дети изначально по-разному воспринимают информацию и обрабатывают её. Кому-то даются одни науки, кому-то другие и это не повод кричать и стараться подогнать всех под один уровень. Это повод взять дополнительный урок и объяснить тему сразу, чтобы потом не было проблем.

И сам этот подход обучения во многом строится от типа взаимоотношения в семье. Если все вышеперечисленные пункты будут соблюдены и родитель проявит участие в обучении — никаких проблем не будет.

Учеба не всегда дается легко

Проблема взаимоотношений между родителями и детьми

Никто не застраховал от ошибок, но самое важное — это решать их сразу, чтобы те не переросли во что-то большее.

Если правильные взаимоотношения не получается выстроить, то нужно обратиться к специалисту — детский или семейный психолог.

В этом нет ничего стыдного, так как психология — это та же область знаний, как и физика. Человек же не будет сам чинить розетку «от стыда», вот и с психологией также.

Важно начать этот шаг и везде находить взаимопонимание.

Какие могут возникать трудности и как их решать

Самая частая проблема — это современный ритм жизни, который просто не позволяет адекватно уделить время ребёнку. Многие начинают «сваливать» ответственность на нянь, забывая, что они помощники в воспитании, а не основной инструмент. Да, няня, другой родитель или родственники могут воспитать, но говорить про адекватную взаимосвязь здесь уже не выйдет.

Также, могут возникнуть ошибки в самом подходе.

Демократический стиль воспитания. Родители тепло относятся к ребенку, практически не ограничивают и не контролируют его. Дети и взрослые общаются на равных, при этом первым даются максимальные права и свободы.

Стили воспитания могут быть разными

Авторитарный стиль воспитания. Противоположно, здесь более значимы родители, поэтому всех их приказы (именно так) должны выполняться беспрекословно. В противном случае — наказание.

Гиперопека. Вариант, который совмещает первые два. От демократического подхода здесь полная свобода, но при этом нет никаких прав и обязанностей. Родители полностью контролируют каждый шаг, из-за чего к моменту взросления человек не сформирован и не готов к миру.

Родитель забывает, что его обязанность — это также давать обязанности и распределять роли.

Гипоопека. Противоположность. Родители заняты своими делами, но дети всё ещё предоставлены сами себе и имеют неограниченное количество прав и свобод.

С одной стороны — так они понимают самостоятельность довольно рано, а с другой получают серьёзную психологическую травму, так как все проблемы (а у таких детей их много, ведь всю ответственность они берут на себя) они стараются решать сами и переживать сами.

Из таких детей получаются отличные специалисты, правда те, что не могут работать в команде и все рабочие вопросы решают сами, из-за чего качество сильно страдает. Также такой тип воспитания не позволяет человеку строить отношения в дальнейшем, так как уже есть негативный опыт быть брошенным.

Жесткий. Этот тип очень похож на авторитарный, так как здесь родители требуют от детей непосильных вливаний, но не в общественную жизнь (всё же авторитарный тип воспитания — это от любви и желание сделать детей достойными), а в личную.

То есть все требования предъявляются только для удовлетворения потребностей родителей, при этом расход в виде хотя бы внимания не компенсируется. За любые проступки — жёсткое наказание не в целях воспитания, а в целях мести.

Грамотно выстроить взаимоотношения внутри семьи вполне возможно. Для этого достаточно доверять друг другу и уважать каждую личность. Если пренебрегать такими правилами, можно столкнуться с самыми разными проблемами — от пренебрежения со стороны подростков, до забытой старости.

Подписывайся на мой телеграмм канал «Территория доверия». Канал для родителей.

Екатерина Карпенко / автор статьи
Территория Доверия