Подростковый возраст охватывает период жизни от 11 до 16 лет. В этом возрасте происходит психическое и физиологическое взросление человека. Для подросткового возраста характерны нововведения в социальной, духовной, нравственной сферах. На первый план выходит общение со сверстниками. Оно непосредственно влияет на личность взрослеющего человека.
- Взаимодействие подростков со сверстниками в школе и на улице
- Почему ребенок не дружит с ровесниками
- Почему ребенку интересней с младшими, чем с ровесниками
- Проблема разноуровневого взросления девочек и мальчиков
- Вероятные конфликты и способы их разрешения
- Возможности оптимизации межличностного общения подростков
Взаимодействие подростков со сверстниками в школе и на улице
Межличностные отношения подростков являются важнейшим условием развития для каждого участника взаимодействия. Освоение эффективных навыков коммуникации — это залог успешного взаимодействия.
Общение — вид коммуникации в подростковой среде. Именно от межличностного общения зависит решение жизненных проблем, успех в профессиональной деятельности.
Подростковый возраст приходится на период школьных лет, помимо учебной деятельности общение со сверстниками выступает на первый план. Школа, как социальная среда, создает условия для становления новых социальных связей, учит подростка подчиняться правилам.
Если подросток вливается в компанию сверстников, и они его принимают, он реализует свой потенциал, чувствует уверенность, значимость.
Такой подросток в меньшей степени подвержен внутриличностным конфликтам и возрастанию тревожности. Он становится более успешным во многих жизненных сферах.
Ребенок, который не принят группой, становится одиночкой или изгоем. У него возрастает внутренняя тревожность и развиваются комплексы, тормозящие личностное развитие.
Это чревато негативными последствиями. Подросток будет искать возмещение потребности в общении в других группах, которые его примут. Такие знакомства не всегда являются социально правильными и могут отрицательно влиять на личность школьника.
Если подросток сам не общается с одноклассниками, что делать родителям? Следует поговорить со своим ребенком, выявить причины нежелания общаться. Когда есть необходимость, подключить социально-психологическую службу учреждения. Психолог сможет дать подростку, родителю, педагогу рекомендации.
Однако, взаимодействие подростков со сверстниками на улице может носить иной характер. Это могут быть группы по интересам, например совместные тренировки на стадионе или на турниках. Такое взаимодействие дает возможность проявить себя и укрепить собственную значимость, а также научиться чему-то новому.
Почему ребенок не дружит с ровесниками
Что делать, если ребенок не ходит гулять с друзьями? Разобраться в ситуации, определить причины.
Сопутствующие симптомы, которые однозначно указывают на наличие проблемы: отказывается контактировать с ребятами из класса, если нужно узнать задание, а еще не упоминает имена одноклассников.
Существует несколько факторов, из-за которых ребенок может отказываться общаться с ровесниками:
- Отсутствие уверенности в себе. Причина, которая является одной из самых распространенных, особенно в подростковом возрасте. Она проявляется не только в общении со советниками, но и с учителями: когда ребенок не может поднять руку, зная правильный ответ, или отказаться от не нравившейся ему просьбы. Ребенок не может найти общий язык с одноклассниками.
- Отношения в семье. Именно родители закладывают у ребенка «позицию», которую он будет транслировать при других людях. Если дома детское мнение никто не учитывает, а любую инициативу подавляют, то для ребенка правильно выстраиваемые хорошие взаимоотношения со сверстниками это большая редкость.
- Ребенок ведет себя агрессивно. Данный пункт тесно связан с предыдущим. Скорее всего, он не знает, как справляться со своими негативными эмоциями. Поэтому выплескивает их с помощью драк и оскорблений в адрес сверстников.
- Не может за себя постоять. Абсолютно противоположная ситуация. В данном случае — не ответил обидчику раз, начали задевать и другие. Родителям нужно понять причину — ребенок не умеет или же не хочет защищаться? И только потом решать проблему.
Отсутствие уверенности в себе может являться сигналом заниженной самооценки.
Адекватная самооценка в подростковом возрасте — это важная составляющая гармонично развивающейся личности. Неуверенность в себе — повод проконсультироваться с психологом.
Работа с семьей входит в комплексную работу психолога при решении подростковых проблем.
Почему ребенку интересней с младшими, чем с ровесниками
Главное слово — авторитет. Ребенку нравится чувствовать себя учителем. Если при этом он умеет общаться со сверстниками — проблем нет. Но если вовсе игнорирует их общество, есть смысл попробовать отвести его в секцию или клуб, где его одногодки ведут себя культурнее и вежливее чем, например, в школе.
Когда ребенок не общается с одноклассниками, что делать не знают многие родители. Психологи говорят, что следует поработать над самооценкой подростка, чтобы он адекватно оценивал свое место в обществе.
Психология предлагает основной путь разрешения данной проблемы:
- проявление интереса к жизни ребенка в школе и вне ее, в разговоре не навязывать свое мнение, а ненавязчиво предлагать разные пути решения ситуаций;
- изменение предсказуемого стиля поведения, вероятнее всего изменит отношение одноклассников к ребенку;
- составленный список собственных достоинств, позволит ребенку увидеть свои сильные стороны и преподносить себя с сильной стороны;
Важным навыком для подростка является умение говорить «нет» — старшеклассник, способный отказать и не чувствовать за это вину эмоционально стабилен и психологически здоров.
Такая характеристика формируется у ребенка с детства. Важно учить детей отстаиванию личных границ.
Развитие эмоционального интеллекта также необходимо для взаимоотношений со сверстниками. Следует говорить о чувствах, переживаниях и эмоциях. Тенденция к проявлению чувств сформирует более крепкие связи ребенка с близкими людьми.
Научить ребенка самостоятельно отстаивать себя. Не стоит после каждого конфликта лично с другими детьми решать проблему. Пусть ребенок делает это сам, следует научить его способам урегулирования конфликтов. Подключение к проблеме школьного психолога поможет ребенку разобраться в ситуации. Краткий разбор проблемы позволит лучше увидеть ситуацию.
Родителям необходимо разобраться в ситуации. Личный разговор с ребенком позволит понять, в чем проблема:
- конфликтность;
- неумение общаться;
- чрезмерная обидчивость;
- непринятие ребенка в классе;
- отсутствие интереса к одноклассникам со стороны ребенка;
- отсутствие вовлеченности учителя в личные взаимоотношение детей.
Проблема разноуровневого взросления девочек и мальчиков
Взросление ребенка происходит поэтапно. Оно связано с индивидуальными особенностями каждого конкретного человека. Однако существуют определенные уровни развития, связанные половыми различиями.
Особенности взросления девочек и мальчиков:
- Мальчики испытывают большую потребность в движении. Следовательно, двигательная активность у них выше в сравнении с девочками.
- Вербальное общение в большей степени развито у девочек. У них в большей степени развит эмоциональный интеллект и рефлексия.
- В начальной школе можно заметить существенные различия в росте детей. Девочки, как правило выше мальчиков. Гормональный фон так же отличаются. Девочки взрослеют быстрее за счет скачков гормонов. Сюда же относится и половое развитие.
- Функционирование головного мозга. Во время общения представители мужского пола используют одно полушарие, в то время как девушки чаще вовлекают оба. Например, активность зон мозга у них так же различается. Так у девочек работа левого полушария более активна, у мальчиков — правое, ответственное за пространственное мышление.
- Обучение девочек и мальчиков так же отличается. Девочки более усидчивы и дисциплинированы, и поэтому обучение для них может проходить успешнее. Однако, мышление и интеллектуальные способности в раннем детстве развивается благодаря движению. Поэтому можно встретить успешно обучаемого мальчика и девочку.
Вероятные конфликты и способы их разрешения
Конфликты в подростковом возрасте эта обычная ситуация взросления. Невозможно переоценить роль конфликтов в жизни подростка.
Подросток уже не считает себя ребенком, он чувствует, что может дать отпор, высказать свое мнение и знает, что может жить так, как сам считает необходимым. В связи с этим, на первое место выступают самые распространенные конфликты в системе: родитель — подросток.
Специфика конфликтов: родитель не принимает взросление своего ребенка, не считается с его мнением, чрезмерно опекает и не дает возможности проявить себя.
Подросток, в свою очередь, хочет поддержки со стороны родителей, но возможность самому принимать решения.
Способы разрешения конфликтов:
- Самое главное, что необходимо сделать, это поговорить со своим ребенком. Активное слушание со стороны родителей, покажет, что проблемы подростка важны, их слышат.
- Дать возможность высказаться подростку, как бы он решил спорную ситуацию и какое решение принял.
- Привести пример из жизни, и как бы взрослый решил эту ситуацию.
- Всегда принимать чувства и настроение ребенка, даже если это противоречит внутреннему мнению родителя.
- Сотрудничество — самый эффективный способ преодоления конфликта с подростком. Так обе стороны находятся в выигрышной позиции, и сохраняются доверительные взаимоотношения.
Доверие — важнейший инструментарий эффективного взаимодействия в системе: родитель — ребенок.
Так как подросток большую часть времени проводит в неформальной группе сверстников, у него возрастает желание самоутвердиться в ней. Поэтому, нередки конфликты между подростками.
Конфликтная ситуация | Специфика конфликта | Профилактика конфликтных ситуаций среди подростков |
Соперничество между подростками | Конкуренция за определенный статус.
Например, в спортивной команде. Оба сильных подростка стремятся занять лидирующую позицию в команде, что может перерасти в вербальную и физическую агрессию друг к другу. |
Здесь важно уметь договариваться. Лидирующую позицию займет тот, кто сумеет вербально донести до других свою позицию. Так, в команде может быть два лидера: формальный, кто поведет команду за собой, и тот, кто сможет принимать быстрые решения. И второй, кто сумеет поддержать дух команды и будет задавать настроение. |
Борьба за внимание противоположного пола. Обычно это соперничество между двумя юношами за внимание одной девушки. | Здоровая конкуренция между юношами является залогом формирования сильной личностной позиции. | |
Конфликты подростков на национальной почве | Непринятие группой подростка иной национальности. | Здесь необходима работа над принятием иного мнения, иной внешности и культуры. |
Религиозность | Принадлежность подростка к иной религии способна вызвать эмоциональное непринятие представителями других общин. | Здесь необходима работа над принятием иного мнения, иной внешности и культуры. |
Одну из лидирующих позиций занимают конфликты в системе: подросток — учитель (педагог). Такие конфликты возникают из-за отсутствия стремления подростка к учебе или отставания в знаниях (отметках).
Причина конфликта | Возможное разрешение конфликтов |
Плохое выполнение домашних заданий. Как следствие занижение оценок из-за 1) отсутствия учета индивидуальных особенностей подростка; 2) завышенные требования к подростку. | Совместная работа психолого-педагогической службы школы.
Индивидуальные консультации, беседы, диалог между учителем и подростком. |
Неуважительное отношение к учителю со стороны подростка. | Здесь необходима грамотная работа педагога:
— эмоциональный отклик со стороны педагога; — давать возможность высказываться и уважать мнение подростка; — мотивировать и подкреплять положительное поведение. |
Основная рекомендация: для профилактики конфликтного поведения целесообразно проводить беседы с подростком о конфликте. Это может быть индивидуальная беседа или групповая встреча.
Проведение тренингов увлечет подростков и поможет выработать необходимые модели поведения в конфликте. Открытый диалог будет носить обучающий и информационный характер. Кратко упомянутые примеры конфликтов помогут узнать мотив поведения других и собственного поведения.
Возможности оптимизации межличностного общения подростков
Как помочь своему ребёнку-подростку построить крепкую дружбу? Для того, чтобы подросток умел выстраивать межличностные взаимоотношения, необходимо с раннего детства показать пример доверительных взаимоотношений внутри семьи.
Доверие — это основа, на которой держится крепкая связь. Дружба является важной связью между людьми, особенно она характерна для подростков. Именно в подростковом возрасте на первое место выступают сверстники, друзья.
Можно выделить несколько компонентов крепкой дружбы:
- Доверие — фундамент, на котором люди выстраивают взаимоотношения.
- Общие впечатления, пережитые вместе сильные эмоции или моменты. Иногда дружба возникает после пройденных испытаний или общих впечатлений, например — отдых в лагере.
- Наличие у людей чувства юмора. Умение развеселить сверстника или уместно подшутить вызывает положительные эмоции, что способствует приятному совместному времяпровождению.
- Способность понимать и принимать чувства другого человека. Поддержка в трудной жизненной ситуации вызывает доверие и желание близкого общения с другим человеком.
- Уважение и принятие другого человека. Понимание религиозных взглядов, мнения, цвета кожи и национальности. Почитание ценностей и принципов другого.
- Стремление двоих к общению и совместный вклад во взаимоотношения.
- Нарушение обещаний данных другим людям — плохой вариант развития дружеских взаимоотношений.
Дружеские отношения так же требуют временных ресурсов и равноценного вклада. Подростки учатся этому через ошибки, принятие, отвержение, порой через предательства и боль. Однако, эти уроки делают человека сильнее.
Таким образом, общение со сверстниками в подростковом возрасте играет огромную роль. Оно определяет статус в группе, умение проявлять себя. Нередко от принятия или непринятия сверстниками зависит самооценка подростка. Поэтому, при воспитании детей следует уделить внимание коммуникативной стороне общения: умение говорить, показывать свои чувства, доносить мысли, поддерживать другого в трудной ситуации.
Умение дружить — необходимый навык, который для подростка важнее учебы. Дружба для него — избирательна, кто более достоен и необходим. Общение со сверстниками показывает подростку что все разные люди, у всех могут быть разные взгляды. Общение учит отстаивать свои позиции, происходит непрерывный обмен опытом между обоими полами, формируется собственная полоролевая идентичность.
Подписывайся на мой телеграмм канал «Территория доверия». Канал для родителей.