Отношения родителей и детей — этот тот параметр, который сильнейшим образом определяет будущее ребёнка. Если родитель не может адекватно и правильно выстроить отношения — это может привести либо к сегрегации, либо к атомизации, что в равной степени не хорошо. Также, неправильные взаимоотношения детей и родителей могут просто привести к психологическим проблемам с обеих сторон.
- Отношения между родителями и детьми — какие бывают
- Важность взаимоотношений в семье, какими должны быть правильные
- Влияние детско-родительских отношений на становление личности
- Влияние отношений родителей и детей на учебную деятельность
- Проблема взаимоотношений между родителями и детьми
- Какие могут возникать трудности и как их решать
Отношения между родителями и детьми — какие бывают
Семейные отношения сложно как-то классифицировать, так как есть большая разница между подходами, культурой и методами воспитания. Но точно можно сказать, что отношения родителей и детей — это целый комплекс, который состоит из следующих типов:
- Социально-биологические. Самое первое, чем родитель должен обеспечить ребёнка — это базовые биологические потребности: питание, гигиена, сон и отдых.
- Правовые. Человек существо социальное и живёт в правовом мире, поэтому до момента взросления всю ответственность за малышей родитель берёт на себя. При этом важно объяснять чаду, что такое ответственность и право, что они медленно будут переходить к нему. Нельзя допускать «пропасти» между детством (ни за что не отвечает) и совершеннолетием (когда родителей самоустраняются).
- Хозяйственно-экономические. Человек любого возраста — это часть общества, как глобального, так и малого (семья). Поэтому важно приучить его к пониманию стоимости денег и труда. Родитель должен научить тратить и зарабатывать средства, не забывая и о прививании навыков заботы о других.
- Нравственные. Само воспитание детей, куда входит гуманизм, альтруизм и желание учиться и обрабатывать информацию.
- Педагогические. Каждый свой шаг родитель должен в какой-то мере озвучивать и обучать своего ребёнка азам педагогике, чтобы по такой же манере он смог обучать своих детей.
- Психологические. Не менее важные отношения, так как между родителем и ребёнком (и не только) должны быть хорошие отношения без причинения эмоционального и психологического вреда с обоих сторон.
Важность взаимоотношений в семье, какими должны быть правильные
Если говорить о более широкой классификации, то взаимоотношения в семье с ребенком делятся на:
- Нормальные. Здесь всё просто. При таком раскладе ребёнок — это полноценная часть общества, который полностью готов к миру и принимает его таким, какой он есть. Проявляются личные качества и индивидуальность.
- Патологические. Сюда можно отнести случаи, когда дети не могут ассоциировать себя вне родительского дома и свою жизнь иным образом (сегрегация). Или вариант, когда с детства малыш не признаёт родителя, не общается с ним и не считает частью своей жизни — атомизация.
Но из-за чего возникают те или иные формы взаимоотношений? Какие конкретно отношения считаются правильными? Далее подробно об этом.
Стоит начать с того, что семья — это не просто место рождения. Не стоит зацикливаться на биологии и стараться оправдывать все действия ей.
Семья — это не просто отец, мать и ребёнок. Это всё окружение (большое или маленькое), целью которого является взаимная помощь и поэтому важно формировать такой «стандарт» семьи.
Строятся такие отношения в первую очередь на доверии, причём взаимном. Например, многие родители допускают серьёзную ошибку в воспитании, оценивая слова детей в первую очередь, как ложь, когда они должны доказать свою невинность. Но ведь дети не требуют доказать родителя, что сегодня они будут ужинать, поэтому нужно проявлять взаимное уважение.
Пройди 5-недельный марафон для мам детей и подростков «ТЕРРИТОРИЯ ДОВЕРИЯ» от Екатерины Карпенко
В случае доверия нельзя бросаться в крайности. Полный контроль может либо сломать человека, либо отстранить его. Но не стоит позволять детям всё.
Взрослый имеет больше опыта, поэтому вправе создавать разумные запреты, но он должен выдвигать альтернативы и объяснять введенные ограничения.
Также, важно грамотно оценивать эмоциональное поведение ребёнка. Если он сделал что-то хорошо — похвалить, если что-то плохо — похвалить за старанье и указать на ошибки.
Здесь и скрываются самые частые ошибки. Молодые люди, которых постоянно хвалят, их же родители огораживают от реального мира, не давая понять его реальную сложность и цену успеха. Во втором случае, наоборот, родитель отстраняет ребёнка от себя, так как последний ищет поддержку и при долгом «угнетении» просто начинает ненавидеть всё вокруг.
Как раз после угнетения нужно выделить и адекватность требований и сочувствия. Нужно приучать к труду и стоимости денег. Это правильно, но нагружать его лишней работой (а сюда относятся и домашние дела, и бесчисленное количество кружков) нельзя.
Детская психика только формируется и ей хватает школьных проблем, поэтому отношение семьи к трудностям ребенка не должны быть пренебрежительные. Необходимо спрашивать у детей «тяжело ли им?» и «ты справишься?».
Влияние детско-родительских отношений на становление личности
Родители — это те взрослые люди (а раз взрослые, значит опытные), которых дети видят большую часть своей жизни, поэтому этап формирования отношений родители-ребёнок сказывается напрямую на всех остальных отношениях.
Если родители контролируют — ребёнок будет контролировать всех вокруг или постоянно искать кого-то «сильнее» себя.
Если на малыша постоянно оказывали давление, пренебрегали его эмоциями и требованиями — то велик шанс вырастить жестокого человека, который сам не будет понимать, почему он такой.
Любое действие родителя обязательно отражается на детях либо прямо, либо косвенно.
Влияние отношений родителей и детей на учебную деятельность
Взаимодействие с детьми также отражается и на учёбе. Во-первых, все дети изначально по-разному воспринимают информацию и обрабатывают её. Кому-то даются одни науки, кому-то другие и это не повод кричать и стараться подогнать всех под один уровень. Это повод взять дополнительный урок и объяснить тему сразу, чтобы потом не было проблем.
И сам этот подход обучения во многом строится от типа взаимоотношения в семье. Если все вышеперечисленные пункты будут соблюдены и родитель проявит участие в обучении — никаких проблем не будет.
Проблема взаимоотношений между родителями и детьми
Никто не застраховал от ошибок, но самое важное — это решать их сразу, чтобы те не переросли во что-то большее.
Если правильные взаимоотношения не получается выстроить, то нужно обратиться к специалисту — детский или семейный психолог.
В этом нет ничего стыдного, так как психология — это та же область знаний, как и физика. Человек же не будет сам чинить розетку «от стыда», вот и с психологией также.
Важно начать этот шаг и везде находить взаимопонимание.
Какие могут возникать трудности и как их решать
Самая частая проблема — это современный ритм жизни, который просто не позволяет адекватно уделить время ребёнку. Многие начинают «сваливать» ответственность на нянь, забывая, что они помощники в воспитании, а не основной инструмент. Да, няня, другой родитель или родственники могут воспитать, но говорить про адекватную взаимосвязь здесь уже не выйдет.
Также, могут возникнуть ошибки в самом подходе.
Демократический стиль воспитания. Родители тепло относятся к ребенку, практически не ограничивают и не контролируют его. Дети и взрослые общаются на равных, при этом первым даются максимальные права и свободы.
Авторитарный стиль воспитания. Противоположно, здесь более значимы родители, поэтому всех их приказы (именно так) должны выполняться беспрекословно. В противном случае — наказание.
Гиперопека. Вариант, который совмещает первые два. От демократического подхода здесь полная свобода, но при этом нет никаких прав и обязанностей. Родители полностью контролируют каждый шаг, из-за чего к моменту взросления человек не сформирован и не готов к миру.
Родитель забывает, что его обязанность — это также давать обязанности и распределять роли.
Гипоопека. Противоположность. Родители заняты своими делами, но дети всё ещё предоставлены сами себе и имеют неограниченное количество прав и свобод.
С одной стороны — так они понимают самостоятельность довольно рано, а с другой получают серьёзную психологическую травму, так как все проблемы (а у таких детей их много, ведь всю ответственность они берут на себя) они стараются решать сами и переживать сами.
Из таких детей получаются отличные специалисты, правда те, что не могут работать в команде и все рабочие вопросы решают сами, из-за чего качество сильно страдает. Также такой тип воспитания не позволяет человеку строить отношения в дальнейшем, так как уже есть негативный опыт быть брошенным.
Жесткий. Этот тип очень похож на авторитарный, так как здесь родители требуют от детей непосильных вливаний, но не в общественную жизнь (всё же авторитарный тип воспитания — это от любви и желание сделать детей достойными), а в личную.
То есть все требования предъявляются только для удовлетворения потребностей родителей, при этом расход в виде хотя бы внимания не компенсируется. За любые проступки — жёсткое наказание не в целях воспитания, а в целях мести.
Грамотно выстроить взаимоотношения внутри семьи вполне возможно. Для этого достаточно доверять друг другу и уважать каждую личность. Если пренебрегать такими правилами, можно столкнуться с самыми разными проблемами — от пренебрежения со стороны подростков, до забытой старости.
Подписывайся на мой телеграмм канал «Территория доверия». Канал для родителей.