Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте

В позднем детском и подростковом возрасте происходит стремительное развитие тела и формирование личности. Изменения настолько сильные, что дети не справляются с новыми силами, возможностями, эмоциями. Неустойчивость психики может приводить к протесту и нарушению общественных норм. Чтобы вовремя заметить и предупредить такие проявления, нужно знать, как развивается девиантное поведение детей.

Детские типы девиантного поведения

Девиантным называют поведение, которое выходит за рамки общепринятого и дозволенного. Название происходит от латинского слова deviatio — отклонение. Такое поведение отклоняется от социальных норм, но не является отклонением, связанным с органическим поражением мозга и всей нервной системы.

Девиантное поведение может остро проявляться в детском и подростковом возрасте. Иногда родители просто не понимают, почему тихий ребенок стал неуправляемым подростком.

Основными формами девиантного поведения детей являются:

  • Делинквентный — проявляющийся в крайних степенях, которые влекут за собой законодательное наказание. Такое поведение необязательно имеет в основе желание причинить ущерб или страдание окружающим людям. Многие поступки бывают вызваны желанием развлечься, «пошутить». Но в своих развлечениях делинквентный тип не знает контроля.
  • Аддиктивный — имеющий вредные привычки, пристрастия. Подросток, злоупотребляющий веществами, хочет таким образом уйти от реальности, избежать его влияния.

Аддиктивное поведение еще не является алкоголизмом или наркоманией, но уже приближается к ним, являясь переходными стадиями.

Помимо употребления различных веществ, к данному типу относятся азартные игры, постоянное времяпрепровождение за компьютером, озабоченность сексом, переедание или, наоборот, строгое голодание.

  • Психопатологический — связан с психическими заболеваниями (депрессией и др.).
  • Патохарактерологическое — проявляющееся в агрессии любого вида и патологиях, например, шизоидной, истероидной и т. д.
  • Гиперспособный. Таланты и проявления одаренности личности могут сочетаться с отклонениями от норм поведения.
Вредные привычки, как один из признаков

Пройди мой авторский 5-недельный марафон Екатерины Карпенко для мам, детей и подростков «ТЕРРИТОРИЯ ДОВЕРИЯ»

Причины девиантного поведения у подростков и детей дошкольного возраста

Отклоняющееся от норм поведение многофакторно. В его развитии значение имеют совокупность различных причин, которые продолжительное время действуют на личность ребенка.

У детей не завершено формирование личности, поэтому внутренние и внешние факторы так влияют на них.

Все причины можно объединить в основные группы:

  • Личностные факторы — переживание своего взросления, пониженная самооценка, эмоциональная неустойчивость и др. Причины девиантного поведения подростков часто связаны со стремлением самоутвердиться, противостоять власти взрослых над собой.
  • Влияние семьи — частые семейные проблемы, отрицательный пример родителей, недостаточное воспитание.
  • Социальные факторы — влияние общества, в котором часто общается ребенок.

Причины, объединенные в данные группы факторов, имеют один общий характер — психологическую основу.

Психологические факторы могут быть усугублены физиологическими:

  • наследственными задержками развития, склонности к употреблению различных веществ;
  • нарушения развития центральной нервной системы;
  • особенности переходного возраста — в результате гормональных всплесков могут обостряться некоторые черты характера.

Неустойчивость нервной системы особо проявляется у маленьких детей. Выражение их эмоций и так не контролируется ими, а семейная обстановка может усилить все проявления.

Основные причины поведенческих отклонений

Роль семьи в развитии детской агрессивности

Благоприятная атмосфера в семье является условием полноценного умственного и психического развития ребенка. Особенности каждой семьи становятся особенностями личности детей, они являются своего зеркалом того, что происходит в стенах дома. Если родные в любой форме допускают агрессию по отношению друг к другу, это сказывается на психике ребенка.

Дети могут копировать поведение родителей, даже сами не осознавая этого. Они впитывают те модели отношений, которые часто наблюдают, даже если проявления не направлены на них.

В еще большей степени агрессивность перенимается, если гнев родителей направлен на ребенка, поведение которого им не нравится. Жесткость и агрессивная суровость воспринимаются как основа для воспитания.

Но агрессивность у детей может формироваться не только у слишком строгих, но и у чрезмерно мягких родителей. Попустительство, невнимание, безнадзорность говорят об отсутствии положительной эмоциональной атмосферы. Неумение направлять свою энергию в нужное русло и вседозволенность также могут быть основой для агрессии.

Девиантное поведение возникает не только у детей из неблагополучных семей. Отклоняющееся и протестующее поведение могут демонстрировать и те дети, чьи семьи считаются благополучными.

Связь с социальным статусом семьи далеко не явная

Профилактика девиантного поведения подростков

Для предупреждения отклоняющегося поведения необходимо строить отношения с подростком на основе сотрудничества.

Чем больше родители будут требовать подчинение, тем сильнее протест и отчуждение ребенка.

Чтобы не допустить такую реакцию, нужно понять, что подросток уже хочет стать взрослым и требует признания своих прав, своего мнения.

Одной из мер профилактики является раннее выявление факторов риска — проблем с учебой и со сверстниками, ухудшения отношений в семье и др.

Бдительность должны сохранять не только педагоги, но и родители, близкие люди. Лучшей профилактикой является создание здоровой атмосферы в семье, помощь и поддержка близких.

Для предотвращения возможности отклонений в поведении нужно уравновесить эмоциональную и поведенческую сферы жизни. С этой целью рекомендуется:

  • уделять внимание к взаимоотношениям членов внутри семьи;
  • пробуждать интерес к миру и людям, стремление познавать их чувства, эмоции, взгляды;
  • рассказывать о жизни в обществе, о правилах, которые люди должны соблюдать для мирного сосуществования;
  • развивать навыки общения в разных ситуациях с разными людьми;
  • не ругать, сила родителей должна быть направлена на убеждение;
  • замечать успехи детей, на ошибки можно указать, чтобы их осмыслить;
  • оценивать поступок подростка, а не его личность;
  • найти сильные стороны подростка и развивать их.
Индивидуальная профилактика девиантности

Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей

Девиантное поведение у детей может проявляться одним типом или сочетанием нескольких. От того, как родители отреагируют, во многом зависит дальнейшее поведение ребенка. В таких ситуациях взрослым тоже нужно учиться вести себя правильно.

Ниже приведены частые проявления девиантности детей и даны рекомендации для правильной реакции родителей.

Агрессия

Агрессия может проявляться без видимых на то причин или при «цеплянии» по любому поводу.

Маленький ребенок может устроить истерику, а подросток — закатить скандал.

Для преодоления такого поведения и недопустимости его в будущем, родителям не нужно реагировать так, как этого ждет ребенок.

Бесполезно доказывать что-либо агрессивно настроенному человеку. Разговаривать с ним нужно после успокоения. Таким образом ребенок должен уяснить, что его выслушают только при нормальном поведении.

Грубость

Если ребенок грубит родителям в ответ, это связано с потерей их авторитета. Возмущение таким поведением — зачастую то, на какие эмоции их провоцирует подросток. Он доволен, что ему удается управлять настроением отца и матери.

Грубость и возмущение ребенку в ответ — неправильная реакция. Но в то же время нельзя позволять так себя вести.

Родителям нужно, в первую очередь, совладать с собой, показав хладнокровие и уверенность. Чтобы подросток уважал родителей и прислушивался к ним, нужно уверенно и четко расставить границы и объяснить требуемые правила.

Основные черты характера девиантных детей

Правонарушения, употребление алкоголя или наркотических веществ

В данных случаях нужно сразу пресекать такие проявления, вплоть до кардинальных (ограничение, переезд, лечение и т. д.). Необходимо выявить причины.

Ограничение и другие меры не дадут положительного результата, если не будет исправлен провоцирующий фактор.

Диагностика и лечение девиантного поведения ребёнка

Для диагностики применяют методы:

  • клинические — опрос ребенка, родителей и других связанных с ними лиц, обследование ребенка и наблюдение за ним;
  • психологические — для определения девиантного поведения ребенка используются опросники и экспериментально-психологические тесты (патохарактерологический диагностический опросник, опросник Айзенка, определение уровня тревожности и др.).

Лечение

В коррекции девиантного поведения ребенка участвуют педагоги, психологи и врачи различных профилей. Лечение зависит от конкретных проявлений отклонения.

Педагогическая коррекция направлена на выработку положительной мотивации подростка, понимание своих возможностей и интересов, выявление ценностей ребенка.

Психологическая и психотерапевтическая помощь заключается в работе по индивидуальным и групповым программам. В итоге необходимо не просто смягчение отклоняющегося поведения, а изменение взглядов подростка и обучению контролю над своими поступками. Конфликтные ситуации должны проработаться с целью поиска разрешения их.

Асоциальное поведение

Медикаментозная терапия выступает как дополнительная помощь при необходимости. Оно преимущественно необходимо при наличии психоневрологических нарушений или предрасположенности к ним.

Из препаратов могут назначаться средства разных групп. Не существует специфического лекарственного лечения девиантного поведения. Лекарства назначаются врачами на основании индивидуальных проявлений.

При отсутствии лечения и коррекции состояния девиантное поведение подростка может перерасти в привычный образ жизни во взрослом периоде. Последствиями запущенных случаев становятся причинение вреда окружающих или суицид.

Профилактика и предупреждение асоциального поведения несовершеннолетних

Подростковый период — сложный этап жизни. Время гормональной перестройки и взросления личности может сопровождаться неумением контролировать себя. Жизнь может казаться молодежи полной проблем или серой, монотонной.

Чтобы трудный период не привел к асоциальному поведению подростка, нужно предпринять профилактические меры.

  • Для предупреждения недисциплинированности необходимо разумно организовать его активность. Рекомендуется правильно организовать режим дня, чередуя учебу и отдых с учетом интересов подростка.
  • Нужно дать почувствовать подростку, что он не одинок, его любят и в любом случае окажут поддержку.
  • Достоинство подростка нужно уважать, не допуская несправедливого к нему отношения. В случае неправоты взрослых, они могут признать свои ошибки. Это не уронит родителей в глазах подростка, а, наоборот, придаст авторитет.
  • Взрослым надо уметь контролировать собственные проявления гнева, агрессии. Только тогда можно научить такому поведению детей и предотвратить проявления жестокости у них.
  • Для предупреждения проявления лживости родители сами должны показывать пример честности. Нужно избегать наказаний ребенка, чтобы он не стал лгать из чувства страха.
  • Подросток уже многое понимает, поэтому с ним можно обсуждать различные темы и объяснять значение того, что от них требуют.

Девиантное поведение сначала проявляется эпизодически. Нужно быть внимательным, чтобы вовремя заметить асоциальные признаки. Их можно предупредить и исправить. Основа коррекции — не только сглаживание отклонений от нормы. У подростка и ребенка надо сформировать жизненные навыки, которые помогут ему раскрыть себя и взаимодействовать с окружающим миром.

Подписывайся на мой телеграмм канал «Территория доверия». Канал для родителей.

Екатерина Карпенко / автор статьи
Территория Доверия