Как помочь ребенку быть увереннее в себе и поднять самооценку

Даже взрослые люди не всегда способны оценивать собственные действия и возможности объективно. С детьми ситуация обстоит еще более сложно. Чтобы ребенку было проще в жизни, родителям следует приложить максимум усилий, сформировать у малыша объективную самооценку.

Самооценка ребенка — что это такое

Если говорить простым языком, самооценка ребенка — это уровень его оценки самого себя. У каждого человека имеется свой набор качеств, большая часть которых формируется еще в детские годы. И если при рождении самооценка человека практически безупречна, то в дальнейшем она формируется под влиянием ближайшего окружения. В первую очередь — родителей и учителей.

Малыш изначально представления не имеет, каким образом он должен себя вести и ориентируется на оценки взрослых. Он всеми своими силами старается не разочаровать их.

Уже на этом этапе родители должны объяснить чаду, что он не может все знать и делать все идеально. И тогда им не придется в последствии задаваться вопросом, как повысить самооценку ребенку.

Не менее важно помогать малышу в раскрытии его талантов. Каждый ребёнок, неважно мальчик или девочка, имеет свои способности. И только от родителей зависит, сумеет ли он их развить.

Хобби и творчество повышают детскую самооценку

Основные виды оценки себя детьми

Существует три основных вида оценки себя детьми.

Завышенная

Ребенок с завышенной самооценкой обычно очень уверенный в себе и самостоятельный. Он сам решает как поступить, не прислушиваясь к советам родителей.

Как правило, такой малыш смело берется даже за очень сложные задачи и не задумывается о последствиях.

С ним у родителей не возникает вопроса, как вселить уверенность в ребенка. Но неадекватная оценка сил в итоге приводит к неудачам.

Повышенная самооценка ничуть не лучше низкой

Заниженная

Заниженная самооценка встречается у маленьких детей намного чаще завышенной. Часто в этом оказывается виновата школа.

Младший школьный возраст — это период, в который самооценка ребенка сильно снижается. Сталкиваясь с первыми в своей жизни сложными задачами, школьник начинает сомневаться в собственных силах.

Подобная ситуация может повлечь за собой весьма нежелательные последствия. У ребенка начинаются проблемы со сверстниками, или он замыкается в себе.

В это время очень важно хвалить малыша даже за самое незначительное достижение.

В противном случае, в обозримом будущем родителям придется всерьез заниматься поисками ответа на вопрос, как поднять самооценку подростку.

Адекватная

Адекватная самооценка у детей — это редкость. Тем не менее, она встречается.

Такие дети отличаются активностью и коммуникабельностью. Им очень нравится учиться. Их не пугают сложные задачи. Но даже если их не удается решить, дети с адекватной самооценкой нормально воспринимают критику и принимают к сведению сделанные в их адрес замечания.

Как правило, такие детки становятся лидерами в коллективе, потому что они умеют заинтересовать своих сверстников.

Редкий ребенок оценивает себя адекватно

В чем опасность низкой самооценки у ребенка

Прежде чем отвечать на вопрос, как поднять самооценку ребенку, следует разобраться с тем, чем чревата ситуация, когда она занижена. Как правило, ребенку, недооценивающему себя, в жизни приходится непросто. Он не верит в свои силы, не чувствует себя ценным. Как результат, ему очень сложно реализовать себя как личность. Даже в дошкольный период такой малыш чувствует себя хуже, чем другие и чаще попадает в неприятные для себя ситуации.

Самооценка как таковая начинает формироваться в самом раннем детстве и представляет собой соотношение уровня способностей к уровню притязаний. Соответственно, если первый показатель ниже второго, об адекватной самооценке речи быть не может. И об этом должен помнить каждый родитель.

Уровень притязаний в случае с детьми — это то, что от них ожидают в семье и школе. Любой психолог подтвердит, что если малыша не принимают таким, какой он есть, а пытаются вылепить из него другого человека, это создаст серьезные проблемы.

Выражаться родительское неодобрение может разными способами. Это могут быть:

  • сравнение с другими сверстниками;
  • игнорирование мнения ребенка;
  • неуважительная атмосфера внутри семьи;
  • полное игнорирование чувств малыша;
  • необоснованная критика;
  • слишком частые наказания при отсутствии похвалы.

Еще один способ занизить самооценку — это не развивать способности ребенка. Входя в подростковый период, он начинает понимать, что его способности ниже, чем у большинства сверстников.

Все дети оценивают себя по разному

Главные причины проблем с самооценкой у детей

Причины проблем с самооценкой у детей и подростков может быть множество:

  • отсутствие возможности самоизучения без сравнения с другими;
  • регулярное сравнение с другими, если ребенок не имеет склонности конкурировать;
  • отсутствие возможности соревноваться при склонности конкурировать;
  • отсутствие интереса о происходящем в жизни ребенка со стороны взрослых;
  • неумение проговаривать собственные ощущения и эмоции;
  • неумение переместить фокус с негативного восприятия себя на достижения;
  • критика при проявлении инициативы;
  • насмешки со стороны окружения;
  • драматизирование взрослыми любых неудач.

На самом деле существует множество причин, способствующих осложнению формирования нормального восприятия ребенком себя самого.

Подростковый возраст — это период, когда повышение самооценки еще возможно. Но для этого родителям и психологу придется провести правильную работу.

Значимость подросткового возраста для формирования самооценки

В возрасте 10-11 лет (начальный подростковый возраст) детям в самооценке свойственна особенная критичность. По статистике, не менее 34% мальчиков и 26% девочек не находят в себе положительных черт.

Достигнув 12 лет, подростки начинают проявлять ситуативное отношение к себе. Оно часто также бывает отрицательным и зависит во многом от отношения окружающих. При этом мнение взрослых отступает на второй план. Подрастающим детям становится более важным отношение к ним со стороны сверстников.

Подросток жаждет признания среди сверстников

К 14-15 годам при формировании самооценки подростки начинают ориентироваться на определенный эталон, который включает в себя положительные черты других людей.

Именно в этом возрасте формируется и, так называемая, оперативная самооценка, которая определяет отношение тинейджера к себе в режиме настоящего времени.

Вряд ли существует четко сформулированная памятка, как помочь подростку с низкой самооценкой. Но именно в возрасте с 10 до 15 лет ее поднятие еще представляется возможным.

И здесь может быть дан только один совет, которому настоятельно рекомендуется следовать неукоснительно: важно понимать, что самооценка подростка на 90% зависит от его места в социуме.

Если опора в социуме подростком не находится, его потребность в самоуважении продолжает оставаться нереализованной. Как результат, возникает серьезный личностный дискомфорт. Это может даже привести к утрате адаптации в коллективе.

Чтобы дети оценивали себя адекватно, нужно им уделять внимание

Самооценка практически любого подростка отличается нестабильностью. Но ее характер определяет формирование определенных личностных качеств. Так, например, подросток с адекватным отношением к себе станет уверенным, настойчивым и самокритичным человеком. Как правило, у таких детей стабильно высокий уровень успеваемости и широкий диапазон интересов.

Подростки с тенденцией к завышению оценки себя, напротив, ограничены в своих интересах, но при этом переоценивают свои возможности. Как результат, у ребенка появляются совершенно необоснованные претензии, которые окружение обычно не поддерживает.

Оказавшись в роли отверженных, подростки могут замкнуться в себе и разрушить те немногие межличностные отношения, которые у них есть.

Тинейджеры, обладающие низкой самооценкой, более остальных групп склонны к депрессиям. При этом психологи выделяют два основных вида низкой самооценки:

  • Тотально низкая самооценка (сочетается с низким уровнем притязаний).
  • Аффект неадекватности (сочетается с низкой оценкой окружающих).

Агрессивным подросткам характерна максимально положительная или максимально отрицательная самооценка и повышенная тревожность. Они испытывают страх перед социальными контактами, с трудом находят выход из сложных ситуаций и отличаются эгоизмом.

Самооценка тинейджера формируется под влиянием совокупности разноплановых факторов. Но если она низкая, поднимать ее необходимо в обязательном порядке. И самое главное, что должен помнить любой родитель — ребенка окружают как сверстники, так и взрослые. Несмотря на то, что функции и роли у них различные, и первые, и вторые необходимы подростку. Среди друзей и одноклассников он отыскивает образцы для подражания, а в отношениях со взрослыми он знакомится со «взрослым» поведением.

Роль родителей невозможно переоценить

Как помочь ребенку быть увереннее в себе

Любой ребенок — это в первую очередь отражение своих родителей. Поэтому последним, если они хотят увидеть своего малыша уверенным, следует начать с себя самих:

  • учиться слушать и слышать собственные желания;
  • принимать любые решения без сомнений;
  • принимать спокойно любой исход событий.

Обязательно нужно проанализировать отношения с ребенком и понять, чего в них больше, негативного или позитивного.

Если отрицательное превалирует, нужно срочно перестраивать отношения. Очень важно поощрять любые инициативы малыша, даже если они в перспективе могут доставить неудобства.

Не менее значимо проанализировать, насколько игры, в которые играет ребенок, соответствуют возрасту, потому что это тоже может привести к неуверенности в себе.

Важно отмечать успехи

Влияние на самооценку с помощью поощрений и наказаний

Посредством поощрений многие родители пытаются скорректировать поведение ребенка. Но они часто не задумываются над тем, что таким образом можно занизить или завысить его самооценку.

Одни родители буквально захваливают своего ребенка. У них не возникнет вопроса, как повысить самооценку подростку, поскольку ее потребуется не поднимать, а снижать. Основа «метода пряника» заключается в том, чтобы хвалить детей за любые, даже самые незначительные достижения. Но если использовать только такой вариант воспитания, в подростковом возрасте перед родителями с большой долей вероятности предстанет самовлюбленный эгоист, сильно переоценивающий свои возможности.

Метод поощрений рекомендуется сочетать с методом наказаний. Дети сызмальства должны научиться адекватно воспринимать критику. Эта рекомендация будет полезна родителям вне зависимости от того, мальчик или девочка у них подрастает. Но не стоит прибегать к физическим наказаниям. Они оказывают негативное влияние на формирование личности ребенка. Если злоупотреблять ремнем и тумаками, такая характеристика, как сочувствие, подростку будет просто непонятна. Ребенок вырастет замкнутым, озлобленным, с низкой самооценкой.

Екатерина Карпенко / автор статьи
Территория Доверия