Мотивация подростка к учебе — как повысить желание учиться

Подростковый возраст — сложное время, часто заставляющее вспомнить кризис 3 лет. Ребенок опять начинает активно проверять очерченные границы допустимого поведения на прочность, громко заявлять о своих желаниях и стремиться к исследованию запретного. Вот только обуздать его уже гораздо сложнее, чем трехлетнего карапуза. Ко всему этому прикладываются проблемы с учебой. Согласно исследованиям, у 70% школьников в 6-7 классах снижается успеваемость. А некоторые ребята вовсе просто посещают занятия и списывают с сайтов с ГДЗ. Как же с этим бороться? Важна мотивация подростков на учебу, на достижения. Подробнее об этом в статье ниже.

Что делать, если подросток не хочет учиться

Все люди разные — и дети, и родители. Кто-то при виде вереницы двоек в электронном журнале хватается за сердце, а кто-то — за ремень. Но на самом деле к этому вопросу лучше подходить с холодной головой.

Нужно честно, но спокойно сказать подростку, насколько расстраивают вас его плохие оценки, а после этого постараться выяснить: не связаны ли они с какими-то проблемами, не относящимися к учебе напрямую.

На успеваемость могут негативно влиять следующие факторы:

  • некомфортные условия для выполнения домашних заданий — у каждого школьника должно быть удобное рабочее место, где ничто не будет ему мешать;
  • проблемы в общении со сверстниками — конфликты с одноклассниками, травля, несчастная любовь;
  • сложные отношения с учителем — этот вопрос можно попробовать решить на родительском собрании;
  • слишком большие нагрузки — например, обилие дополнительных занятий;
  • проблемы в семье — частые скандалы, развод родителей.

Если ничего из вышеперечисленных внешних причин нет, значит причина кроется в самом ученике и нужно работать с его настроем.

Неуспеваемость часто идет рука об руку со школьными конфликтами

Как заинтересовать подростка учёбой

Для родителей ответ на вопрос «Зачем учиться?» абсолютно прозрачен. Обучение дает шанс получить специальность, а хорошая профессия поддерживать приемлемый уровень жизни.

Однако для многих школьников 13-16 лет будущее представляется весьма туманным, а натаскивание на ВПР и ЕГЭ — бессмысленным повторением одного и того же.

Пройди 5-недельный марафон для мам детей и подростков «ТЕРРИТОРИЯ ДОВЕРИЯ» от Екатерины Карпенко

Что нужно знать родителям и учителям

Сразу стоит сказать, что все дети разные, поэтому не существует каких-то универсальных правил, работающих для 100% школьников. Мотивация к учебе подростков во многом зависит от их индивидуальных качеств, поэтому родителю и педагогу нужно проявить чуткость и наблюдательность.

Одно из общих правил гласит, что нужно избегать чрезмерного давления. В психологии советуют не злоупотреблять негативной мотивацией: не принуждать к учебе с помощью жестких ограничений, угроз и тем более физического наказания.

Однако все же стоит поставить определенные барьеры, которые будут стимулировать ребенка на их преодоление. Например, после получения двойки ограничить его в любимых развлечениях, а запрет снять после исправления оценки или успешного завершения четверти.

Но более пристальное внимание нужно обратить на мотивацию позитивную. Она дает более высокие результаты, так как при негативных методах иногда можно добиться лишь того, что подросток с азартом включается в борьбу за границы, оставляя учебу в стороне.

Иногда трудно убедить ребенка уделять больше внимания учебе

Мотивация подростка к учебе, как повысить желание учиться

Желание учиться напрямую зависит от того, как ребенок себя чувствует в процессе обучения. По этой причине важно обратить внимание на детали, которые помогают лучше концентрироваться.

Какие факторы влияют на интерес к учёбе:

  • интерес к объекту изучения — важно помогать искать интересную информацию, особенно связанную с практическим применением изученного материала;
  • особенности восприятия — следует дать ребенку возможность заниматься в удобном формате, ведь у кого-то лучше развита зрительная память, а кто-то привык запоминать на слух;
  • налаженный контакт с педагогом — хорошие отношения с учителем могут стимулировать успеваемость.

Совершенно нормально, если школьник скучает или испытывает трудности на каких-то уроках и из-за этого не делает больших успехов.

Не стоит ему каждый раз напоминать об этом — фиксация на неудачах бьет по общей мотивации.

Вместо этого лучше определить его сильные стороны и подчеркивать достижения в этих направлениях. С трудными предметами следует помогать, а для скучных установить уровень успеваемости, который устроит всех.

Когда жизнь «кипит», не до учебы

Способы повышения мотивации у подростков

Перечисленные внутренние источники мотивации подростков, конечно, играют значительную роль. Однако внешние факторы важны не меньше — если не больше.

В этот особенный период на первый план для ребенка выходит одобрение социума за пределами семьи. Многие родители боятся этого внешнего влияния, однако оно может служить и на благо.

Например, за ростом успеваемости часто следует укрепление позиций в общеобразовательном учреждении (похвала от учителей, повышение статуса среди одноклассников). Особенно, если преподавательский состав действует правильно и формирует здоровую конкуренцию среди подростков в плане успеваемости.

Поощрение со стороны родителей тоже имеет большое значение. Оно может быть как моральным, так и материальным.

Не надо относиться к успехам ребенка в учебе как к должному, особенно если дело касается предметов, в которых ему нужно прилагать особые усилия.

Как мотивировать подростка на учебу? Не нужно стесняться хвалить его. Материальное поощрение тоже может различаться. Кто-то старается приурочить покупку долгожданного подарка к успешному завершению четверти или года, а кто-то проводит прямые параллели между учебой и работой и выдает небольшие суммы за хорошие оценки (сейчас это стало гораздо проще с выпуском специальных банковских карт для детей). Однако у этого метода есть свои подводные камни.

Материальное поощрение может не дать результата

Почему материальные стимулы не работают

Для многих родителей самый простой способ, как замотивировать подростка на хорошую учебу, заключается в обещании неких материальных благ. Они предлагают относиться к учебе, как к работе, за успехи в которой полагается некая премия.

Однако это работает лишь в том случае, когда у подростка есть ощущение этого поощрения. Во-первых, он должен быть уверен, что действительно получит награду, во-вторых, она должна значительно улучшать его привычный уровень жизни.

В ситуации, когда он и без этого получает все блага, которые пожелает, эффект от такого обещания будет минимальный. Пусть он не получит желаемую вещь за хорошую учебу — но на день рождения или Новый год ему ее рано или поздно купят просто так.

С другой стороны, существуют дети, у которых уже в подростковом возрасте ярко выражено экономическое мышление. Некоторые из них начинают искать способы подработки и обретения личных финансов, едва получив паспорт. Для таких подростков материальная мотивация будет работать на все 100%.

Если родители выбрали путь материального поощрения, то должны помнить, что новый компьютер или смартфон — самые рискованные награды. Если у него есть предрасположенность к виртуальной зависимости, лучше найти другой способ.

У подростка может быть интерес к конкретным предметам

Самоорганизация в учёбе, практические советы

Среди советов психолога о том, как мотивировать к учебе подростка 14-15 лет, чаще всего встречается напоминание о самоорганизации. Школьник должен сам стремится к достижению результата.

И вот что этому поможет:

  • уменьшение давления и контроля — не надо следить за каждым шагом ребенка, лучше дать понять, что учеба находится в его зоне ответственности;
  • важно сравнивать его только с ним самим — повышению учебной мотивации подростков способствует осознание, что он смог взять новую высоту, но никак не сравнение с более успешными одноклассниками;
  • следует рассказать о том, что не ошибается только тот, кто ничего не делает;
  • важный этап — научить его планированию, в том числе и личным примером.

Родители, которые ищут способ, как повысить мотивацию к учебе у подростков, должны принимать активное участие в формировании правильных установок у своих детей. Важно соблюдать баланс между ограничениями и поощрениями и сохранять доверие в семье.

Подписывайся на мой телеграмм канал «Территория доверия». Канал для родителей.

Екатерина Карпенко / автор статьи
Территория Доверия