Психологические особенности детей разного возраста

Жизнь — это постоянный процесс взросления и накопления опыта. А самым ценным и важным опытом выступает начальный, который человек получает в детстве. В этот момент ребенок лишь знакомится с этим миром и старается его понять. Любая ошибка — это сильный стресс. Любая похвала — сильнейший стимул. Но детство длится слишком долго, чтобы оценивать его, как единое целое. Из-за этого важно понимать возрастные особенности детей, чтобы лучше их считывать и подбирать методы коммуникации и воспитания.

Возрастные особенности детей и подростков

Первое и самое главное деление — это детский и подростковый возраст. Первый характеризуется формированием первичных навыком и черт характера. В этом периоде создаётся фундамент, и он очень важный, так как родитель сам закладывает его.

В случае подросткового возраста происходит переформирование личности и её усложнение. Этот этап уже характеризуется личными чертами и появлением независимости от родителей. И здесь важно понять, и принять этот факт. Родитель может лишь регулировать все проблемы и поддерживать ребёнка.

Важно понимать психологию разного возраста

Как меняется ребенок, психологические изменения

Стоит начать с того, что каждый ребенок уникален и его развитие зависит от множества факторов, включая генетическую предрасположенность и окружение.

Возраст здесь играть лишь номинальную роль, но этих данных будет достаточно, чтобы помочь родителям лучше понять ребенка.

К подобным изменениям можно отнести:

  • Развитие умственных процессов. Особенности детского возраста нужно начать рассматривать именно с этого. Появляется способности к абстрактному мышлению, решению сложных задач и принятию решений. Постепенно знания в голове структурируются, и ребёнок начинает использовать факты для того, чтобы сделать выводы.
  • Развитие социальных навыков. Улучшаются коммуникативные навыки, ребёнок начинает понимать и уважать других людей. С возрастом приходит навык решать конфликты и устанавливать отношения.
  • Развитие эмоциональных навыков. Первый год жизни эмоции детей зависят от гормонов, и настроение может меняться от смеха до плача и страха. Но по мере взросления гормоны заменяются рациональным мышлением, и малыш уже может контролировать свои эмоций, может поставить себя на место других людей и признавать чужие чувства выше своих.
  • Расширение интересов. Появляются способности к самостоятельному выбору интересующих его областей из разных сфер. Чаще всего сначала у ребёнка происходит гиперфиксация на какой-либо теме, но затем происходит усложнение характера.
  • Формирование базовой личности. Полное формирование произойдёт только в подростковом возрасте, но дети также могут учиться осознавать себя и своё место в этом мире, выбирать цели и желания.

Многие считают, что самые серьезные изменения происходят в подростковом возрасте. Но это не совсем так, просто на рубеже 13-18 лет дети больше показывают свой характер.

С подростками порой сложно общаться

Пройди 5-недельный марафон для мам детей и подростков «ТЕРРИТОРИЯ ДОВЕРИЯ» от Екатерины Карпенко

Основные этапы развития начиная с рождения

В возрасте от 0 до 12 месяцев дети испытывают потребность в тесном физическом контакте с родителями и отдают предпочтение звукам и мелодиям, так как визуальная информация пока плохо воспринимается. До 3 месяцев дети не могут видеть чёткие изображения, а до полугода не различают цвета.

С 1 года до 3 лет начинается активное экспериментирование с миром, который их окружает, и обычно в этот период начинает развиваться речь.

С 4 до 10 лет дети начинают шире изучать мир и расширять свои знания об окружающей среде. Они часто интересуются новыми предметами и пытаются узнать о них больше.

Младшие подростки (возраст 11-14 лет), начинают формировать личность, социализироваться и ищут свое место в социальных структурах, таких как семья и школа.

Старшие подростки (15-18 лет) начинают чувствовать себя более независимыми, формируют свое личное мировоззрение и определять свои ценности, задачи и жизненную цель. На этом этапе подросток, как правило, готовится к завершению школьного образования и выбору будущей профессии.

Периоды достаточно условны, потому что развитие каждой личности идет по-разному.

Причины выделения этапов, каковы специфические черты

Говоря каковы специфические черты детского возраста, многие задумываются — почему именно такие рамки? Все возрастные особенности ребенка индивидуальные, так как каждый ребёнок особенный, и лишь номинально собраны в эти группы.

Если присмотреться, то даже в таких небольших сроках есть сильная погрешность, так как у кого-то этапы наступают раньше, а у кого-то позже.

Все дети разные

Но здесь всё просто — это связано с биологией и социологией. Первый год жизни у ребёнка только формируется организм, из-за чего его представления о мире базовые и завязаны на органах чувств, которые только формируются окончательно. Далее — происходит усложнение мышления, связанного также больше с биологией.

  • Дети от 4 до 10 лет — это период первой коммуникации с детьми и взрослыми, поэтому здесь развиваются зачатки социальных навыков.
  • 11-14 летние дети уже формируют первые романтические отношения и готовятся к переходному возрасту.
  • 15-18 — это подростки, которые становятся независимыми и заканчивают этапы формирования своей личности.

Как можно понять, разный этап отвечает за формирование конкретных навыков и умений. В первые годы жизни ребёнок только учится понимать своё тело и как оно устроено. Далее, он с помощью тела начинает изучать мир и собирать информацию о нём.

После — полученная информация структурируется, и эта характеристика идёт для усложнения своих представлений о мире. Далее, происходит начало формирования коммуникативных способностей и их усложнение до тех пор, пока человек не дойдёт до романтических и сексуальных отношений. Последним этапом будет заключительный — формирования личности, со своими взглядами на этот мир и отдельные вещи.

После все изменения будут минимальными, так как характер будет усложняться, но никак не меняться коренным образом, как в подростковое время.

Критические периоды, какие проблемы характерны

Критические периоды по-другому называют «кризисы» или «психологический кризис» и самый известный — это «среднего возраста», но на деле их куда больше и все они связаны с коренным переломом в жизни человека, из-за чего ему приходится подстраиваться.

В этот период человек (и особенно ребёнок) очень уязвим, поэтому ему нужна поддержка и понимание. Вот следующие критические периоды:

  • Кризис рождения (0-2 года).

Связан с необходимостью адаптироваться к новой жизни вне материнского организма, формированием первичных связей с окружающим миром и развитием базовых навыков. В этот период происходит и развитие тела, из-за чего ребёнок может испытывать постоянный дискомфорт.

  • Кризис двух лет (2-3 года).

Связан с формированием самостоятельности и отделения от матери, развитием речи и понимания себя как индивидуума.

В этот период ребёнок уже начинает самостоятельно изучать мир и его знания становятся более структурированными. Если до этого он понимал, что еда — это еда, то в этот момент понимает, какая еда ему нравится и от чего это зависит. В это же время происходит и зачатие коммуникации.

Один из первых заметных кризисов
  • Кризис трех лет (3-4 года).

Формируется личность, осознание своих желаний и потребностей. Теперь малыш знает, какая музыка ему нравится, какие мультфильмы и другие более «сложные вещи». Период также связан с установлением социальных связей и началом обучения.

  • Кризис пяти лет (5-6 лет).

Происходит формирование самооценки, развитие социальных навыков и начало школьной подготовки.

Этот этап очень важный, так как часть детей в этот момент отлучаются от матери и посещают детский сад, который является местом сильного стресса.

Но даже если и не так — то большинство детей идёт в школу в этот период и здесь от человека требуется ответственность и обязанности.

  • Кризис подросткового возраста (12-18 лет).

Поиск своего места в обществе, формирование личности, установлением отношений со сверстниками и родителями, а также сексуальное развитие.

Первые попытки более серьёзной романтической коммуникации, которая нередко заканчивается отказами или сильной любовью. Этот период сложных и противоречивых эмоций, которые подкрепляются гормонами и постоянным стрессом.

Пример проявления кризиса у подростка

Отдельно хочется выделить и другие кризисы, которые не относятся к подростковому возрасту.

Кризис среднего возраста (40-50 лет). Связан с переосмыслением жизни, поиском новых целей и приоритетов, а также оценкой достижений и неудач. В этот момент человек уже (по меркам общества) должен обзавестись семьёй и хорошей работой, а их отсутствие или неудовлетворенность приводят к кризису.

Кризис пожилого возраста (60-70 лет). Относится к ограничениям физических возможностей, потерей близких людей, переосмыслением жизненного опыта и подготовкой к старости и смерти.

Как можно понять, каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, как биологическими, так и социальными, и психологическими. Ребёнок развивается последовательно и от родителя важно «уловить» конкретный этап и проследить его наступление, чтобы поменять подходы к общению и воспитанию. Это сильно поможет как ребёнку, так и взаимоотношениям с ним.

Подписывайся на мой телеграмм канал «Территория доверия». Канал для родителей.

Екатерина Карпенко / автор статьи
Территория Доверия