Жизнь — это постоянный процесс взросления и накопления опыта. А самым ценным и важным опытом выступает начальный, который человек получает в детстве. В этот момент ребенок лишь знакомится с этим миром и старается его понять. Любая ошибка — это сильный стресс. Любая похвала — сильнейший стимул. Но детство длится слишком долго, чтобы оценивать его, как единое целое. Из-за этого важно понимать возрастные особенности детей, чтобы лучше их считывать и подбирать методы коммуникации и воспитания.
Возрастные особенности детей и подростков
Первое и самое главное деление — это детский и подростковый возраст. Первый характеризуется формированием первичных навыком и черт характера. В этом периоде создаётся фундамент, и он очень важный, так как родитель сам закладывает его.
В случае подросткового возраста происходит переформирование личности и её усложнение. Этот этап уже характеризуется личными чертами и появлением независимости от родителей. И здесь важно понять, и принять этот факт. Родитель может лишь регулировать все проблемы и поддерживать ребёнка.
Как меняется ребенок, психологические изменения
Стоит начать с того, что каждый ребенок уникален и его развитие зависит от множества факторов, включая генетическую предрасположенность и окружение.
Возраст здесь играть лишь номинальную роль, но этих данных будет достаточно, чтобы помочь родителям лучше понять ребенка.
К подобным изменениям можно отнести:
- Развитие умственных процессов. Особенности детского возраста нужно начать рассматривать именно с этого. Появляется способности к абстрактному мышлению, решению сложных задач и принятию решений. Постепенно знания в голове структурируются, и ребёнок начинает использовать факты для того, чтобы сделать выводы.
- Развитие социальных навыков. Улучшаются коммуникативные навыки, ребёнок начинает понимать и уважать других людей. С возрастом приходит навык решать конфликты и устанавливать отношения.
- Развитие эмоциональных навыков. Первый год жизни эмоции детей зависят от гормонов, и настроение может меняться от смеха до плача и страха. Но по мере взросления гормоны заменяются рациональным мышлением, и малыш уже может контролировать свои эмоций, может поставить себя на место других людей и признавать чужие чувства выше своих.
- Расширение интересов. Появляются способности к самостоятельному выбору интересующих его областей из разных сфер. Чаще всего сначала у ребёнка происходит гиперфиксация на какой-либо теме, но затем происходит усложнение характера.
- Формирование базовой личности. Полное формирование произойдёт только в подростковом возрасте, но дети также могут учиться осознавать себя и своё место в этом мире, выбирать цели и желания.
Многие считают, что самые серьезные изменения происходят в подростковом возрасте. Но это не совсем так, просто на рубеже 13-18 лет дети больше показывают свой характер.
Пройди 5-недельный марафон для мам детей и подростков «ТЕРРИТОРИЯ ДОВЕРИЯ» от Екатерины Карпенко
Основные этапы развития начиная с рождения
В возрасте от 0 до 12 месяцев дети испытывают потребность в тесном физическом контакте с родителями и отдают предпочтение звукам и мелодиям, так как визуальная информация пока плохо воспринимается. До 3 месяцев дети не могут видеть чёткие изображения, а до полугода не различают цвета.
С 1 года до 3 лет начинается активное экспериментирование с миром, который их окружает, и обычно в этот период начинает развиваться речь.
С 4 до 10 лет дети начинают шире изучать мир и расширять свои знания об окружающей среде. Они часто интересуются новыми предметами и пытаются узнать о них больше.
Младшие подростки (возраст 11-14 лет), начинают формировать личность, социализироваться и ищут свое место в социальных структурах, таких как семья и школа.
Старшие подростки (15-18 лет) начинают чувствовать себя более независимыми, формируют свое личное мировоззрение и определять свои ценности, задачи и жизненную цель. На этом этапе подросток, как правило, готовится к завершению школьного образования и выбору будущей профессии.
Периоды достаточно условны, потому что развитие каждой личности идет по-разному.
Причины выделения этапов, каковы специфические черты
Говоря каковы специфические черты детского возраста, многие задумываются — почему именно такие рамки? Все возрастные особенности ребенка индивидуальные, так как каждый ребёнок особенный, и лишь номинально собраны в эти группы.
Если присмотреться, то даже в таких небольших сроках есть сильная погрешность, так как у кого-то этапы наступают раньше, а у кого-то позже.
Но здесь всё просто — это связано с биологией и социологией. Первый год жизни у ребёнка только формируется организм, из-за чего его представления о мире базовые и завязаны на органах чувств, которые только формируются окончательно. Далее — происходит усложнение мышления, связанного также больше с биологией.
- Дети от 4 до 10 лет — это период первой коммуникации с детьми и взрослыми, поэтому здесь развиваются зачатки социальных навыков.
- 11-14 летние дети уже формируют первые романтические отношения и готовятся к переходному возрасту.
- 15-18 — это подростки, которые становятся независимыми и заканчивают этапы формирования своей личности.
Как можно понять, разный этап отвечает за формирование конкретных навыков и умений. В первые годы жизни ребёнок только учится понимать своё тело и как оно устроено. Далее, он с помощью тела начинает изучать мир и собирать информацию о нём.
После — полученная информация структурируется, и эта характеристика идёт для усложнения своих представлений о мире. Далее, происходит начало формирования коммуникативных способностей и их усложнение до тех пор, пока человек не дойдёт до романтических и сексуальных отношений. Последним этапом будет заключительный — формирования личности, со своими взглядами на этот мир и отдельные вещи.
После все изменения будут минимальными, так как характер будет усложняться, но никак не меняться коренным образом, как в подростковое время.
Критические периоды, какие проблемы характерны
Критические периоды по-другому называют «кризисы» или «психологический кризис» и самый известный — это «среднего возраста», но на деле их куда больше и все они связаны с коренным переломом в жизни человека, из-за чего ему приходится подстраиваться.
В этот период человек (и особенно ребёнок) очень уязвим, поэтому ему нужна поддержка и понимание. Вот следующие критические периоды:
- Кризис рождения (0-2 года).
Связан с необходимостью адаптироваться к новой жизни вне материнского организма, формированием первичных связей с окружающим миром и развитием базовых навыков. В этот период происходит и развитие тела, из-за чего ребёнок может испытывать постоянный дискомфорт.
- Кризис двух лет (2-3 года).
Связан с формированием самостоятельности и отделения от матери, развитием речи и понимания себя как индивидуума.
В этот период ребёнок уже начинает самостоятельно изучать мир и его знания становятся более структурированными. Если до этого он понимал, что еда — это еда, то в этот момент понимает, какая еда ему нравится и от чего это зависит. В это же время происходит и зачатие коммуникации.
- Кризис трех лет (3-4 года).
Формируется личность, осознание своих желаний и потребностей. Теперь малыш знает, какая музыка ему нравится, какие мультфильмы и другие более «сложные вещи». Период также связан с установлением социальных связей и началом обучения.
- Кризис пяти лет (5-6 лет).
Происходит формирование самооценки, развитие социальных навыков и начало школьной подготовки.
Этот этап очень важный, так как часть детей в этот момент отлучаются от матери и посещают детский сад, который является местом сильного стресса.
Но даже если и не так — то большинство детей идёт в школу в этот период и здесь от человека требуется ответственность и обязанности.
- Кризис подросткового возраста (12-18 лет).
Поиск своего места в обществе, формирование личности, установлением отношений со сверстниками и родителями, а также сексуальное развитие.
Первые попытки более серьёзной романтической коммуникации, которая нередко заканчивается отказами или сильной любовью. Этот период сложных и противоречивых эмоций, которые подкрепляются гормонами и постоянным стрессом.
Отдельно хочется выделить и другие кризисы, которые не относятся к подростковому возрасту.
Кризис среднего возраста (40-50 лет). Связан с переосмыслением жизни, поиском новых целей и приоритетов, а также оценкой достижений и неудач. В этот момент человек уже (по меркам общества) должен обзавестись семьёй и хорошей работой, а их отсутствие или неудовлетворенность приводят к кризису.
Кризис пожилого возраста (60-70 лет). Относится к ограничениям физических возможностей, потерей близких людей, переосмыслением жизненного опыта и подготовкой к старости и смерти.
Как можно понять, каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, как биологическими, так и социальными, и психологическими. Ребёнок развивается последовательно и от родителя важно «уловить» конкретный этап и проследить его наступление, чтобы поменять подходы к общению и воспитанию. Это сильно поможет как ребёнку, так и взаимоотношениям с ним.
Подписывайся на мой телеграмм канал «Территория доверия». Канал для родителей.